Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ

Приложение № 1

к приказу МЧС России

от «18» июня 2003 № 312

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящее Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации[1][1] устанавливает цели, принципы, структуру, правила, процедуры и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Положение разработано в соответствии с:

Законом Российской Федерации  от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[2][2];

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871 «Об обеспечении единства измерений»[3][3];

Законом Российской Федерации от 10 июля 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»[4][4];

Законом Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Об охране здоровья граждан»[5][5];

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[6][6];

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[7][7];

постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[8][8];

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей подтверждению декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о ее соответствии и ее регистрации»[9][9];

Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный № 826[10][10].

Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный № 2284[11][11];

Настоящее Положение является основным документом Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации[12][12], применяется при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации и распространяется на сертификацию в области пожарной безопасности.

Применяемые при проведении работ по сертификации в области пожарной безопасности основные термины (понятия) и их определения соответствуют положениям Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Федерального законе «О пожарной безопасности», Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, Руководства ИСО/МЭК 2 и стандарте ИСО 8402.

 

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система сертификации в области пожарной безопасности создана для организации и проведения работ по обязательной и добровольной сертификации в области пожарной безопасности и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

Порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[13][13] по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Сертификация в Системе направлена на достижение целей, определенных Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Федеральным законом «О пожарной безопасности», а также на подтверждение соответствия продукции установленным требованиям пожарной безопасности.

Нормативную правовую базу подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности при обязательной сертификации в Системе составляют законодательные и иные нормативные правовые акты  Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе, принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), нормы пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, правила обслуживания населения и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к пожарной безопасности и качеству продукции.

Нормативную правовую базу подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности при добровольной сертификации в Системе составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности, технические условия и другая техническая документация на продукцию, представляемая заявителем.

Сертификация отечественной и импортируемой продукции в Системе проводится по единым правилам.

Сертификация в области пожарной безопасности осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе.

Проведение сертификации на всей территории Российской Федерации в Системе обеспечивается функционированием системы органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке по всей номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основной принцип формирования Системы — равномерное распределение органов по сертификации и испытательных лабораторий по территории Российской Федерации с учетом экономического обоснования и их потенциальной загрузки.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке для проведения обязательной сертификации, вправе осуществлять добровольную сертификацию в пределах их области аккредитации в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», статьей 33 Федерального закона «О пожарной безопасности».

1.Система является открытой для участия в ней других федеральных органов исполнительной власти, различных организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), признающих и выполняющих ее правила.

2.Взаимодействие Системы с другими системами сертификации, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляется на основе соглашений, заключаемых МЧС России с соответствующими органами (организациями), если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.Система вправе взаимодействовать в установленном порядке с международными, национальными и региональными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний.

4.Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается независимостью и компетентностью органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов, подтверждаемыми аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также аттестацией экспертов в установленном порядке.

5.Система имеет собственную форму сертификата пожарной безопасности (приложение № 1) и знак соответствия Системы[14][14] (приложение № 2).

6.Сертификат пожарной безопасности на продукцию является обязательной составной частью сертификата соответствия.

7.Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

8.Официальным языком Системы является русский. Все ее документы оформляются на русском языке (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.).

III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ

10.Сертификация в области пожарной безопасности направлена на достижение следующих целей:

удостоверения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

содействия приобретателям в компетентном выборе пожарно-технической и пожароопасной продукции;

повышения конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также для участия в установленном порядке в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

защиты потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности пожарно-технической и пожароопасной продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации;

контроля функциональных показателей и показателей пожарной опасности продукции, направленных на обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (исполнителем).

11.Обязательная сертификация продукции в области пожарной безопасности проводится на соответствие государственным стандартам, нормам пожарной безопасности, строительным нормам и правилам и другим документам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к пожарной безопасности и функциональным показателям продукции.

12.Добровольная сертификация продукции в области пожарной безопасности проводится согласно статьям 17, 18, 19 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и статье 33 Федерального закона «О пожарной безопасности» на соответствие требованиям нормативных документов.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

13.Участники Системы обязаны обеспечивать конфиденциальность представляющей коммерческую тайну информации, получаемой в ходе деятельности по сертификации, за исключением конечных результатов сертификации.

IV. ОБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

14.Объекты обязательной сертификации продукции в Системе определены перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности[15][15], который утверждается приказом МЧС России.

15.Объектами обязательной и добровольной сертификации (подтверждения соответствия) являются:

15.1.Продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара в том числе:

средства обнаружения пожара,

средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара,

средства оповещения о наличии пожара,

средства нормализации воздушной среды и освещения при пожаре,

средства локализации или ликвидации пожаров и их воздействий,

другая пожарно-техническая продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности.

15.2.Пожароопасная продукция (товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и строительная продукция).

V. СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ

16.Структурная схема Системы приведена в приложении № 3 к настоящему Положению.

В Системе действуют следующие участники:

16.1.ГПС МЧС России в лице Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России[16][16] — центральный орган Системы[17][17], на которую законодательно возложено определение порядка организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности.

16.2.Сертификационные центры, выполняющие функции органов по сертификации и испытательных лабораторий.

16.3.Органы по сертификации[18][18].

16.4.Испытательные лаборатории[19][19].

16.5.Научно-методический центр Системы.

16.6.Заявители (изготовители, продавцы, исполнители).

17.ЦО Системы имеет в своем составе комиссию по апелляциям.

VI. ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ

18.Функции ГУГПС МЧС России.

ГУГПС МЧС России в рамках Системы осуществляет следующие функции:

18.1.Организует Систему сертификации в области пожарной безопасности.

18.2.Устанавливает правила и процедуры для проведения сертификации в Системе.

18.3.Осуществляет выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям норм пожарной безопасности.

18.4.Формирует в установленном порядке сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий и управляет ими.

18.5.Определяет по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности.

18.6.Устанавливает правила аккредитации и аккредитует органы по сертификации, испытательные лаборатории и учебные подразделения.

18.7.Организует работу по ведению государственного реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности и представляет необходимую информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации.

18.8.Определяет перечни объектов, подлежащих обязательной сертификации и представляет их в установленном порядке для включения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация и в Номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

18.9.Утверждает организационно-методические документы Системы.

18.10.Устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия Системы и других документов, необходимых для функционирования Системы, а также правила их применения.

18.11.Через органы управления и подразделения ГПС МЧС России[20][20] осуществляет контроль за соблюдением правил реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и за сертифицированной продукцией.

18.12.Через ЦО Системы осуществляет контроль за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, учебных центров и экспертов.

18.13.Устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний.

18.14.Взаимодействует в установленном порядке с органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

18.15.Взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации.

18.16.Организует деятельность научно-методического центра Системы на базе научно-исследовательского учреждения ГПС МЧС России.

19.Функции ЦО Системы

ЦО Системы выполняет следующие функции:

19.1.Организует и координирует деятельность участников Системы;

19.2.Ведет государственный реестр  органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов в Системе, выданных и отмененных (аннулированных) сертификатов, обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы.

19.3.Опубликовывает официальную информацию о правилах и результатах сертификации, знаках соответствия Системы, участниках Системы.

19.4.Осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией.

19.5.Организует проведение сличительных межлабораторных испытаний при инспекционном контроле за деятельностью испытательных лабораторий и осуществляет анализ полученных результатов.

19.6.Организует работу по аттестации экспертов в Системе.

19.7.Рассматривает поступающие апелляции по вопросам, касающимся деятельности в Системе, и принимает по ним соответствующие решения через комиссию по апелляциям.

20.Для рассмотрения споров участников сертификации, связанных с деятельностью по сертификации, формируется комиссия по апелляциям, входящая в состав ЦО Системы и действующая в соответствии с утвержденным в установленном порядке положением.

21.Функции научно-методического центра Системы

Научно-методический центр Системы осуществляет следующие функции:

21.1.Разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию Системы.

21.2.Разрабатывает проекты нормативных правовых актов, организационно-методических документов Системы и изменения к ним.

21.3.Осуществляет техническую работу по ведению государственного реестра Системы, а также осуществляет архивное хранение материалов по государственной регистрации.

21.4.Выявляет потребность Системы в органах по сертификации, испытательных лабораториях, учебных подразделениях и экспертах.

21.5.Разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации.

21.6.Проводит экспертизу документов (изменений в документы) Системы, разработанных другими организациями.

21.7.Собирает и анализирует информацию о результатах деятельности по сертификации в Системе и предоставляет ее в ЦО Системы.

21.8.В установленном порядке участвует в процедуре аккредитации участников Системы и инспекционного контроля за их деятельностью.

21.9.Участвует в повышении квалификации специалистов, работающих в Системе.

21.10.Оказывает методическую помощь участникам Системы.

22.Функции органа по сертификации

Орган по сертификации:

22.1.Выполняет процедуры, необходимые для проведения сертификации в соответствии с установленным порядком проведения сертификации (проводит идентификацию объекта, представленного на сертификацию в соответствии с правилами Системы, выдает сертификаты пожарной безопасности, регистрирует декларации о соответствии, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированным им  объектом, приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов, возобновляет действие ранее приостановленных сертификатов, ведет реестр сертифицированных объектов с указанием держателей сертификатов и т.п.).

22.2.Предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

22.3.Участвует по поручению ЦО Системы МЧС России в разработке организационно-методических документов в рамках Системы.

22.4.Вносит предложения в ЦО Системы по внесению изменений в перечни по п. 30.9. и иные нормативные документы.

22.5.Взаимодействует с территориальными органами и службами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации по вопросам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

22.6.Вносит в органы управления ГПС МЧС России предложения о приостановлении (запрещении) реализации, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если в результате инспекционного контроля обнаружено несоответствие этой продукции сертифицированному образцу.

22.7.Информирует в необходимых случаях ГУГПС МЧС России и другие органы государственного управления о необходимости снятия с производства и прекращения реализации товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, а также применения мер административного воздействия к соответствующим должностным лицам.

23.Функции испытательной лаборатории 

Испытательная лаборатория:

23.1.Рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит анализ объектов испытаний на соответствие этой документации.

23.2.Проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации.

23.3.По поручению органа по сертификации проводит отбор образцов (проб), а также участвует в проверке условий производства по поручению органа по сертификации.

23.4.По поручению органа по сертификации проводит испытания сертифицированной продукции в рамках инспекционного контроля.

23.5.Оформляет и направляет в орган по сертификации или заказчику работ официальные протоколы (отчеты) по результатам сертификационных испытаний и испытаний в рамках инспекционного контроля.

23.6.Разрабатывает программы испытаний и участвует в разработке методик испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке.

23.7.Вносит в органы управления ГПС МЧС России и органы по сертификации предложения о приостановке (запрещении) изготовления, поставки, продажи, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если при испытаниях обнаружено несоответствие полученных значений показателей пожарной опасности требованиям нормативных документов.

23.8.Вносит в ЦО Системы предложения по совершенствованию форм и методов сертификационных испытаний.

24.Испытательные лаборатории могут находиться в составе организаций, на базе которых аккредитованы органы по сертификации (сертификационные центры), или не входить в их состав.

25.Обязанности изготовителей (продавцов, исполнители)[21][21] продукции 

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке; обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

26.Функции, права и обязанности центрального органа Системы, органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра), входящих в Систему, закрепляются в Положении, разрабатываемом на основании законодательства Российской Федерации, настоящего Положения, других документов Системы, и утверждаются в установленном порядке.

27.Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в других Системах, при аккредитации в Системе сертификации в области пожарной безопасности могут включать разделы о работе в Системе в состав общих положений об органе, лаборатории при обязательном согласовании документа с ЦО Системы.

VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СИСТЕМЫ

28.Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

29.Особенности требований к органам по сертификации, испытательным лабораториям и экспертам Системы и порядку их аккредитации и аттестации устанавливаются в нормативных документах Системы, разрабатываемых на основе законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

30.Основой информационного обеспечения деятельности в Системе является государственный реестр Системы, содержащий сведения об аккредитованных: органах по сертификации; испытательных лабораториях; а также об аттестованных экспертах и о сертифицированных объектах.

Данные об участниках и объектах обязательной сертификации вносятся в государственный реестр в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и публикуются в установленном порядке в периодических изданиях или в специальных справочниках.

Порядок ведения государственного реестра Системы определяется МЧС России.

31.Нормативные документы, используемые при сертификации

31.1.Состав нормативной базы подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности при сертификации в Системе установлен в настоящем Положении.

Обозначения конкретных нормативных документов, в соответствии с которыми проводится обязательная сертификация продукции в Системе, содержатся в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности. При изменении обозначений нормативных документов, включенных в перечень, или их отмене и одновременном введении в действие взамен отмененных других нормативных документов до внесения в установленном порядке соответствующих изменений в перечень обязательная сертификация проводится на соответствие измененным или действующим взамен отмененных нормативным документам.

31.2.Требования нормативных документов не общего применения к маркировке должны обеспечить идентификацию объекта, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака ССПБ. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке.

31.3.При сертификации применяются только официальные издания нормативных документов.

32.Аккредитация

32.1.Целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности участников Системы на основе подтверждения и официального признания их независимости и компетентности[22][22] выполнять работы в заявленной области, а также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных организаций.

32.2.Аккредитация в Системе осуществляется в соответствии с установленным порядком и на основании результатов аттестации органов по сертификации и испытательных лабораторий, которая проводится специально образованными комиссиями.

32.3.Порядок проведения аккредитации в Системе определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, требованиями к испытательным лабораториям, органам по сертификации и экспертам.

32.4.Организация может быть аккредитована как орган по сертификации, как правило, при наличии в ее структуре аккредитованной в Системе испытательной лаборатории. Допускается аккредитация органа по сертификации, не имеющего в своем составе испытательной лаборатории, при наличии в регионе аккредитованных испытательных лабораторий и отсутствии других аккредитованных органов. Область аккредитации такого органа по сертификации не должна превышать областей аккредитации  испытательных лабораторий данного региона.

Испытательная лаборатория, претендующая на аккредитацию, должна иметь все необходимое оборудование для проведения испытаний в закрепленной области.

32.5.В аккредитации (переаккредитации) может быть отказано в случае выявления фактов выдачи заведомо ложной официальной информации организацией, претендующей на аккредитацию (переаккредитацию).

32.6.Аккредитованным органам по сертификации, испытательным лабораториям и экспертам выдаются аттестаты установленного образца. Сроки действия аттестатов аккредитации устанавливаются ЦО Системы, но не должны превышать 5 лет.

32.7.За аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) предусмотрен инспекционный контроль, осуществляемый в установленном порядке ЦО Системы.

33.Подтверждение соответствия

33.1.Сертификация в Системе производится в соответствии с процедурой, установленной документами Системы, посредством выдачи Сертификата пожарной безопасности, письменно удостоверяющего соответствие объекта сертификации требованиям пожарной безопасности, установленным в нормативных документах, указанных в пункте 9 настоящего Положения.

Информация о проведенной сертификации доводится до потребителя и других заинтересованных сторон путем маркирования ее знаком соответствия ССПБ.

33.2.Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности в Системе может производиться посредством принятия изготовителем декларации о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности[23][23] в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

33.3.Сертификация продукции в области пожарной безопасности в общем случае предусматривает:

прием и рассмотрение заявок изготовителей (продавцов, исполнителей)[24][24] о соответствии выпускаемой (реализуемой) продукции требованиям пожарной безопасности;

определение соответствия образца продукции установленным требованиям нормативных документов путем проведения или признания результатов испытаний, или экспертизы, если это предусмотрено соответствующими нормативными документами;

проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями;

признание имеющихся у заявителя сертификатов, выданных отечественными или зарубежными органами в области пожарной безопасности;

выдачу Сертификата на продукцию;

проведение инспекционного контроля за соответствием продукции сертифицированным показателям и характеристикам.

33.4.Сертификат выдается на срок не более трех лет.

Бланки Сертификата изготавливаются централизовано ЦО Системы типографским способом и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя.

33.5.Сертификацию систем качества и сертификацию производств пожарно-технической продукции осуществляют органы по сертификации, аккредитованные Госстандартом России в установленном порядке.

34.Финансирование работ в Системе

34.1.В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» расходы по проведению обязательной сертификации конкретной продукции оплачивают заявители. В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

34.2.Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

35.Подача и рассмотрение апелляций

При возникновении спорных ситуаций в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в комиссию по апелляциям ЦО Системы.

Указанный орган в месячный срок с момента получения апелляции (а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней) рассматривает поступившие жалобы и извещает заявителя о принятом решении. В тех случаях, когда для разрешения апелляции необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения апелляции могут быть в порядке исключения продлены председателем комиссии по апелляциям, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему апелляцию.

Приложение 1

к Положению о системе сертификации

в области пожарной безопасности

 

СЕРТИФИКАТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лицевая сторона

Оборотная сторона

 

Приложение № 2

к Положению о Системе сертификации в области пожарной безопасности

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗНАКЕ СООТВЕТСТВИЯ 

СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ.

ФОРМА, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Настоящий документ устанавливает форму, размеры и технические требования к знаку соответствия Системы (далее — знак ССПБ) при обязательной и добровольной сертификации и подтверждении соответствия продукции посредством принятия декларации о соответствии в Системе сертификации в области пожарной безопасности (рисунки 1 — 6).

2. Размеры знака ССПБ определяет организация (учреждение), получившее право на его применение, с установлением базового диаметра Н (рисунок 3). Базовый диаметр Н должен быть не менее5 мм.

Размеры знака ССПБ должны гарантировать четкость и различимость его элементов невооруженным глазом. Код органа по сертификации, выдавшего сертификат пожарной безопасности, наносят на расстоянии 4/15 Н под графическим изображением знака ССПБ по рисунку 7, симметрично относительно вертикальной оси В знака шрифтом, приведенным на рисунке 8, высотой 4/15 Н. Округление размеров знака ССПБ выполняется до десятых долей миллиметра.

3. Изображение знака ССПБ должно быть четко отличимым от поверхности изделия.

4. Знак ССПБ выполняют различными технологическими способами, обеспечивающими его четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Для изображения знака ССПБ применяется черный или красный цвет с цветографическими характеристиками по ГОСТ 12.4.026-76. В случае, при котором технологический способ нанесения знака ССПБ на изделие не предусматривает применения черного или красного цвета, необходимо обеспечить четкое и ясное изображение знака ССПБ другим технологическим методом.

5. Знаком ССПБ маркируется каждое изделие, его тара (упаковка) и техническая документация, прилагаемая к каждой единице продукции.

Местонахождение знака ССПБ – рядом с товарным знаком изготовителя, а при его отсутствии рядом с основной маркировкой (для изделий и тары) и в верхней части первого листа технической документации (для технической документации).

6. Приемы маркировки, обеспечение техническими средствами маркирования и проведение маркирования осуществляется в соответствии с «Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»[25][25]

Рисунок 1

Знак ССПБ для обязательной сертификации

Р

исунок 2

Знак ССПБ для обязательной сертификации

Рисунок 3

Знак ССПБ для добровольной сертификации

Рисунок 4

Знак ССПБ для добровольной сертификации

Рисунок 5

Знак ССПБ для подтверждения соответствия путем принятия декларации о соответствии

Рисунок 6

Знак ССПБ для подтверждения соответствия путем принятия декларации о соответствии

Рисунок 7

Размер для справки

Хельветика полужирная

Рисунок 8

Приложение № 3

Положению о Системе сертификации в области пожарной безопасности

СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ



[26][1]  Далее — Положение.

[27][2] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; 1993, № 29, ст. 1111, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2001, № 33, ст. 3436; 2002, № 1, ст. 2;

[28][3] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811, Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167.

[29][4] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4; 1998, № 10, ст. 1143; 1998, № 31, ст. 3832; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167.

[30][5] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143; 1999, № 51, ст. 6289; 2000, № 49, ст. 4740; 2003, № 2, ст. 167.

[31][6] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1, ч.1,  ст.2, № 33, ч. I, ст. 3413; 2002, № 1 ч. I, ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167.

[32][7] Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 53, ст. 1916; 2003, № 2, ст. 167.

[33][8] Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3899

[34][9] Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3746

[35][10] Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, № 7

[36][11] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 28

[37][12]  Далее — Система.

[38][13] Далее – ГПС МЧС России

[39][14] Далее – Знак ССПБ

[40][15] Далее – Перечень

[41][16] Далее — ГУГПС МЧС России

[42][17] Далее – ЦО Системы

[43][18] Далее — ОС

[44][19] Далее — ИЛ

[45][20] Далее – органы управления ГПС МЧС России

[46][21] Далее – Изготовители

[47][22] В отдельных случаях, в порядке установленном нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Системы – только компетентности

[48][23] Далее — Декларация

[49][24] Далее — Заявителей

[50][25] Утверждены постановлением Госстандарта России от 25.07.96 № 14, зарегистрированным в Минюсте России 1 августа1996 г. №1138

 

 

 

 



[1][1]  Далее — Положение.

[2][2] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; 1993, № 29, ст. 1111, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2001, № 33, ст. 3436; 2002, № 1, ст. 2;

[3][3] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811, Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167.

[4][4] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4; 1998, № 10, ст. 1143; 1998, № 31, ст. 3832; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167.

[5][5] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143; 1999, № 51, ст. 6289; 2000, № 49, ст. 4740; 2003, № 2, ст. 167.

[6][6] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1, ч.1,  ст.2, № 33, ч. I, ст. 3413; 2002, № 1 ч. I, ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167.

[7][7] Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 53, ст. 1916; 2003, № 2, ст. 167.

[8][8] Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3899

[9][9] Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3746

[10][10] Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, № 7

[11][11] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 28

[12][12]  Далее — Система.

[13][13] Далее – ГПС МЧС России

[14][14] Далее – Знак ССПБ

[15][15] Далее – Перечень

[16][16] Далее — ГУГПС МЧС России

[17][17] Далее – ЦО Системы

[18][18] Далее — ОС

[19][19] Далее — ИЛ

[20][20] Далее – органы управления ГПС МЧС России

[21][21] Далее – Изготовители

[22][22] В отдельных случаях, в порядке установленном нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Системы – только компетентности

[23][23] Далее — Декларация

[24][24] Далее — Заявителей

[25][25] Утверждены постановлением Госстандарта России от 25.07.96 № 14, зарегистрированным в Минюсте России 1 августа1996 г. №1138

Back to Top